Научно-техническая революция оказывает заметное влияние на формирование территориально-промышленных комплексов.
Размещение этих комплексов, также как и производительных сил, обусловлено целым рядом факторов.
Территориальный фактор. Территория, а точнее ее физико-географиче-ское положение и природные ресурсы - один из важнейших факторов, определяющих экономическое лицо того или иного региона. Между размерами территории, как правило, и экономическим потенциалом природных ресурсов существует прямая зависимость. Обеспеченность территории богатыми и разнообразными природными ресурсами - залог эффективного использования трудовых ресурсов и рационального размещения производительных сил.
Самыми крупными по занимаемой территории странами являются: Россия, Канада, США, Китай, Австралия, Бразилия, Индия. Внутри крупных государств выделяются отдельные экономические регионы, которые, в свою очередь, подразделяются на макро- и микрорайоны. Напротив, небольшие по размерам государства, из-за ограниченных возможностей, сталкиваются с серьезными проблемами;
Экономико-географический фактор. Под экономико-географическим положением понимают местонахождение того или иного объекта (завода, города, региона, страны) по отношению к окружающим территориям с точки зрения транспортных коммуникаций и экономического потенциала.
Экономико-географическое положение, как известно, изменчиво.
Обычно экономико-географическое положение делится на: а) центральное, б) внутреннее, в) окраинное и г) прибрежное.
Центральное экономико-географическое положение - понятие скорее геометрическое, которое соответствует центру страны или региона. Как известно, при выборе столицы предпочтение отдается центру, что отвечает безопасности и интересам управления государством.
В центральной части, или в столичной зоне, как правило, размещаются не только административные службы, но и научно-культурные учреждения.
Окраинное экономико-географическое положение. Объекты, расположенные вдали от центра, наделены менее благоприятными условиями. Несмотря на это, приграничное положение окраин сулит немалые выгоды в случае развития интеграционных процессов. Например, это относится к странам Западной Европы, где приграничные районы на фоне возрастающей интеграции быстрее вовлекаются в индустриальное развитие.
В других случаях, как, например, в Африке, Латинской Америке и Азии приграничные районы нередко находятся в зоне военных конфликтов. В этом случае можно говорить о невыгодном экономико-географическом положении окраинных территорий. Подтверждением тому - военный конфликт в бывшей Югославии, разрушивший экономику приграничных районов. То же самое относится к приграничным районам ряда стран Азии, а также Центральной и Восточной Африки.
Прибрежное экономико-географическое положение. Территории, расположенные на побережье морей и океанов, считаются, с точки зрения экономики, благоприятными. Морской транспорт относится к числу экономных видов транспорта.
Близость к морским магистралям оказала положительное влияние на развитие экономики Великобритании, Франции, Италии, Испании, Нидерландов, Греции и т.д. Не случайно около 40% крупных городов расположены у побережья Мирового океана в полосе шириной до 50 км.
Из 55 городов с населением 5 млн. человек и более лишь 14 (Чикаго, Париж, Москва, Мехико и Дели, Лондон, Пекин, Богота, Ухань, Каир, Тегеран, Мадрид, Гуйянь, Детройт) находятся вдали от морского побережья.
Экономико-географическое положение оценивается с точки зрения транспортных возможностей, промышленности, сельского хозяйства, а также от близости рынка сбыта и т.д.
Помимо этого различают макро-, мезо- и микрогеографическое положение того или иного объекта.
Фактор природных ресурсов. Разнообразие и потенциал природных ресурсов в мировой экономике предопределяют размещение и уровень развития производительных сил. Например, страна, располагающая запасами железной руды и коксующегося угля, является потенциальным производителем металла. Научно-техническая революция внесла серьезные коррективы в размещение производительных сил. Ярким примером тому служит разработка месторождений нефти и газа на океаническом шельфе, причем в труднодоступных районах.
Отсутствие природных ресурсов заставляет многие страны развивать наукоемкие виды производства.
Наукоемкие производства, в частности электроника, ориентированы на квалифицированный рабочий труд.
Транспортно-коммуникационный фактор. В эпоху научно-технической революции рассматриваемый фактор приобретает решающее значение при размещении производства. Строительство новых дорог и совершенствование транспортных средств резко сокращает производственные затраты.
Современные транспортные средства позволяют доставлять грузы в любую точку Земли, расширяют производственную сферу деятельности человека и т.д. Кроме того, крупные транспортные узлы, а также морские порты превращаются в центры промышленного производства, что расширяет географию индустриальных центров. Благодаря транспорту между отдельными районами устанавливаются тесные экономические связи, в результате постепенно формируется единое экономическое пространство.
Трудовые ресурсы как фактор. Трудовые ресурсы имеют прямое отношение к размещению производительных сил. Известно, что избыток трудовых ресурсов притягивает к себе трудоемкие производства, а недостаток препятствует этому. Например, электронная отрасль промышленности сосредоточена в густонаселенных районах.
В некоторых случаях развитие производства стимулирует приток рабочей силы. В настоящее время в странах Западной Европы трудятся миллионы выходцев из различных районов Земли.
В Восточной и Юго-Восточной Азии, богатых трудовыми ресурсами, развиваются трудоемкие отрасли производства. Тем не менее, проблема занятости населения в развивающихся странах остается одной из актуальных.
Комплексно-компактный фактор. Вопросы концентрации производства в начале XX века обстоятельно изучены и изложены немецким ученым А. Вебером в книге «К теории промышленного стандарта». Промышленное производство стремится сконцентрироваться на ограниченной площади. Концентрация производства снижает производственные затраты, что, как известно, в интересах и потребителей, и производителей.
Концентрация производства - процесс объективный, так как многие отрасли народного хозяйства тесно связаны между собой. Например, центры черной металлургии притягивают к себе металлоемкие и химические отрасли производства. Это носит естественный характер, так как машиностроение является основным потребителем металла. Химическое производство связано с химическим сырьем, которое попутно производят металлургические заводы.
В эпоху научно-технической революции характер концентрации производства претерпел существенные изменения. В настоящее время хозяйствующие субъекты, следуя принципу: производство - порт, концентрируются не только близ источников сырья, но и в местах пересечения крупных транспортных артерий. Таковыми являются производства в устьях крупных рек, например, Темзы, Рейна, Роны, Дуная, Эльбы, Одера и Вислы.
На пересечении речных, морских и сухопутных транспортных артерий возникли такие центры промышленного производства, как Роттердам, Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Токио, Иокогама и др.
Так называемые «промышленные парки» открыли новую эру концентрации производства и представляют собой средоточие мини-заводов и электростанций, разделенных «зелеными» зонами. Создание промышленных парков снижает отрицательное воздействие человека на природу и тем самым повышает экологическую безопасность.
Необходимо отметить, что промышленные парки в настоящее время создаются на территории развитых государств.
Наукоемкий фактор. Развитие науки и техники вносит свои коррективы в размещение различных отраслей производства. Прежде всего, это относится к наукоемким видам производства, которые концентрируются в крупных городах и городских агломерациях, одновременно являющихся научными центрами.
В зависимости от тех или иных обстоятельств, в одних странах наукоемкие отрасли размещены сравнительно равномерно (США, Германия, Россия), а в других - сконцентрированы на компактных территориях (Франция, Япония, Дания, Болгария).
В эпоху научно-технической революции интеграционные связи между наукой и производством укрепляются. Следствием интеграции являются так называемые технологические парки и технополисы.
Технополисы являются центрами полного цикла производства. Примером может служить Силиконовая долина в Калифорнии;
Экологический фактор. Актуальность экологического фактора в эпоху научно-технического прогресса резко возросла. Крупные центры промышленного производства превратились в источник загрязнения атмосферы и гидросферы. В связи с этим увеличились затраты на обезвреживание отходов. Для поддержания экологического баланса приходилось прибегать и к деконцентрации промышленного производства. Некоторые виды вредных производств были выведены за пределы густонаселенных районов либо закрыты.
На смену крупным промышленным центрам пришли небольшие городские агломерации с присущими им транспортной инфраструктурой и технологическими парками. Новые веяния затронули преимущественно развитые страны.
В настоящее время во многих развитых странах можно встретить три типа экономических районов.
К первому типу относятся высокоразвитые районы с присущими им наукоемкими отраслями производства. Для рассматриваемого типа характерна развитая сеть нематериальной сферы производства. Это относится в первую очередь к научным и административным учреждениям.
Ко второму типу относятся так называемые депрессивные районы, где размещены старые индустриальные центры. В этих районах расположены различные отрасли тяжелой промышленности.
Третий тип представляет собой отсталые аграрные районы, где находится сеть предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
Diqqat! Agar siz matnda xatoliklarni aniqlasangiz, ularni belgilab, ma'muriyatni xabardor qilish uchun Ctrl+Enter tugmalarini bosing! Maqolani foydali yoki qiziqarli deb hisoblasangiz ijtimoiy tarmoqlardagi do`stlaringizga matnni belgilab tavsiya qiling!