loading...

Общие основы пропаганды и экологические факторы 

2782

Пропагандистская работа с психологической точки зрения заметно отличается от просветительской деятельности, направленной на получение знания: она в большей степени связана с воспитанием.

Пропаганда имеет следующие виды: устная пропаганда, наглядная пропаганда, средства массовой информации.

К средствам (формам) наглядной пропаганды относятся - плакат, листовка, лозунг, фотогазета, стенгазета, карикатуры, иллюминация, парад, выставка, мемориальная комната, юбилейное оформление.
К средствам (формам) массовой информации относятся: кино, газеты, журналы, радио, телевидение, цирк, эстрада, театр, магнитофон, проигрыватель, народный праздник, художественная самодеятельность.
К средствам (формам) устной пропаганды - доклад, выступление, лекция, отчет, сообщение, беседа, встреча, дискуссия, разговор, молва, драматизированные формы (чтение худ.литературы), фольклорные формы (песня, частушка).
83 процента всей информации люди получают с помощью зрения, 11 процентов - с помощью слуха, остальные 6 процентов информации поступают через органы осязания, обоняния и вкуса.

Пропагандистское действие можно выразить формулой AIDA: 1) attention (внимание), 2) interest (интерес), 3) desire (возбуждение, желание что-либо сделать), 4) action (действие).
В целом воздействие пропаганды можно свести к двум основным задачам: 1. Образование и закрепление тех или иных желательных и полезных представлений, понятий, взглядов, привычек и убеждений и т.п. 2.
Разрушение, подавление и изменение нежелательных представлений, понятий убеждений.
Обе эти задачи могут выполняться пропагандой, как с помощью внушения, так и с помощью убеждения.

Теоретическое описание процесса пропаганды распадается на шесть взаимосвязанных аспектов:
1. Кто сообщает? - Анализ источника
2. Что сообщает? - Анализ содержания
3. По какому каналу? - Анализ средств (какие средства информации используются)
4. Кому сообщает? - Анализ аудитории
5. Как сообщает? - Анализ качества сообщения
6. С каким успехом? - Анализ эффекта 

Другими словами, эффективность пропагандистского воздействия слагается из престижности и силы источника, интересного содержания, информации, запрятанной в привлекательную пропагандистскую упаковку, удачно подобранного средства информации, знания потребностей и подготовленности аудитории и изучения успеха акции.
Успех пропагандистского воздействия зависит и от многих психологических факторов. Один из них - первенство в сообщении информации. Причем человек в первую очередь воспринимает информацию, соответствующую его мнению. Иную информацию люди избегают получать.
Часто информация, идущая из средства коммуникации, оставляет людей равнодушными. Чтобы этого избежать, пропагандистская продукция должна вызывать несколько эффектов. Один из них - утилитарный эффект, искомый слушателем или читателем для разрешения своих личных проблем. Далее, престижный эффект, который дает удовлетворение при восприятии информации, в которой с уважением говорится о группе, к которой принадлежит слушатель или читатель. Эффект усиления позиции удовлетворяет стремление людей найти поддержку во мнении по какому-либо спорному вопросу. Следует упомянуть также эффекты удовлетворения познавательного интереса, эстетического обогащения, развлечения и эмоциональной разрядки.

Для успешности пропагандистской деятельности необходимо иметь доверие к органу пропагандистских выступлений, его авторитету и компетентности. Повторение одного и того же пропагандистского сообщения нужно проводить в различных формах и с помощью различных средств. В определенных условиях пропагандистскую деятельность следует планировать так, чтобы аргументация непрерывно усиливалась с течение некоторого времени. Для эффективности пропаганды нужно не только передавать какие-то сведения, но и активно вовлекать людей в пропагандистскую деятельность.
Доказано, что люди с высоким уровнем образования отдают предпочтение газетами, наоборот, с низким - телевизору. Что касается межличностного общения, то женщины отдают предпочтение беседам в семье, а мужчины - с коллегами на работе. Более того, желание получить информацию повышается с уровнем образования, профессиональной квалификации и подготовки. Чем выше интеллект, тем больше критическое отношение к усвояемому материалу.
На людей с высоким интеллектуальным потенциалом логический и аргументированный пропагандистский материал оказывает гораздо более сильное воздействие, чем эмоционально окрашенный. У аудитории с низкими интеллектуальными возможностями, или равнодушной к данной теме, эмоциональное изложение материала имеет больший эффект.
Пропагандистское воздействие усиливается: в конце или в начале выступления; с подачей нового; в престижном, значимом месте; при приятных переживаниях. И наоборот, неприятные переживания тормозят пропаганду. Если нужно достичь быстрого результата, лучше действовать на эмоции. Стабильная пропаганда больше действует на ум. Причем нейтральные люди более убеждаемы, нежели с крайними взглядами.
По мнению психолога В.Куницина, усваивается лишь та информация, что соответствует мнению индивидуума. Всего лишь около 4% людей (из тех, кто имел до этого противоположный взгляд), под влиянием пропаганды могут изменить свое мировоззрение, и около 14% из тех, кто занимал нейтральную позицию.
Убеждение нужно использовать в интеллигентной аудитории. Внушение же лучше действует в неинтеллигентной аудитории и во время кризисных ситуаций. Женская аудитория лучше поддается убеждению, чем мужская.

В целях повышения эффективности пропаганды можно использовать следующее: прием новизны, когда в материал вводится неизвестная аудитории информация; прием удивления; прием проблемной ситуации, когда перед аудиторией ставится проблема; прием взаимодействия интересов, когда человеку показывают, что его личные интересы связаны с данной темой.
Кроме всего прочего, пропагандистский материал должен выделяться среди других раздражителей, действующих в данное время, следующим - обладать достаточностью продолжительности воздействия; достаточной интенсивностью и новизной. Большое влияние на запоминание оказывает сам материал: чем он более осмыслен, логичен, эмоционально окрашен, тем лучше закрепляется в памяти. Однако нет смысла превышать "естественный объем информации", то есть, максимальный объем информации, который может усвоить аудитория.
Анализ экспериментальных данных, связанных с информационной стороной процессов принятия решений показал, что для изменения принятого решения, нужно в пять раз больше информации, чем для формирования первоначальной концепции. Неправильное решение пересматривается чаще в тех случаях, когда получаемая информация свидетельствовала о незначительных ошибках в позиции, и если прошло немного времени с момента принятия решения.

При сообщении определенной информации у слушателей чаще всего не меняются установки и ориентации в отношении какой-либо темы. Единственный эффект, кроме обще просветительского значения таков, что эта информация усиливает установки и убеждения, имеющиеся у слушателей. Факты же, противоречащие их убеждениям, аудитория или игнорирует, или считает тенденциозными. Поэтому при пропаганде взглядов, резко отличающихся от позиции аудитории, пропагандист сам создает себе искусственные трудности и препятствия.

Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив