Сухопутный транспорт
Железнодорожный транспорт работает независимо от климатических
условий и времени года. Скорость у него большая, а себестоимость перевозки
грузов относительно низкая. Железнодорожные магистрали можно протянуть в
различных направлениях. В настоящее время общая их протяженность составляет
более 6 тыс.км.
По сравнению с соседними странами (Кыргызстан, Таждикистан, Афганистан,
Туркменистан) в Узбекистане железных дорог больше, и в техническом отношении
они оснащены намного лучше. Почти все железные дороги нашей страны проходят по
равнинам и речным долинам.
Железная дорога Джизак-Самарканд проложена на высоте 850 м над уровнем
моря. Крупнейший транспортный узел страны - железнодорожная станция Ташкент -
имеет международное значение. Отсюда поезда уходят в четырех направлениях. В
40-х годах XX века в целях разработки залежей каменного угля была проложена
железная дорога Ташкент-Ангрен. Для ускорения освоения Мирзачуля (Голодной
степи) была построена железная дорога Ташкент-Джизак-Сырдарья (проследите на
рис. 65 эту дорогу). Эта дорога наикратчайшим путем связала западную часть
республики с Ташкентом. Железные дороги играют важную роль и в перевозке
пассажиров. В течение года железной дорогой пользуются более 10-15 млн
пассажиров.
В целях дальнейшего развития экономических и культурных связей западных
районов Узбекистана с Российской Федерацией, Украиной и Беларусью была
построена железная дорога Кунград-Бейнау (410 км), которая связала Республику
Каракалпакстан, Хорезмский, Кашкадарьинский и Сурхандарьинский вилояты, а также
Республики Таджикистан и Туркменистан через Казахстан с Россией. По этой дороге
стали перевозить хлопковое волокно и хлопковое масло, нефтепродукты,
стройматериалы, пищевые продукты. Транзитные грузы из Азии и Европы,
следующие по территории нашей страны, тоже в основном перевозятся по этой
дороге.
Транзит - это провоз грузов или проезд пассажиров через промежуточную станцию,
вилоят, страну.
Электрификация железной дороги Ташкент-Гулистан стала первым шагом в
электрификации железных дорог нашей страны. Позже были электрифицированы
кольцевая железная дорога Ташкент-Келес-Назарбек-Ташкент и железнодорожные
магистрали Ташкент-Ходжикент, Ташкент-Ангрен. В годы независимости были
электрифицированы и сданы в эксплуатацию линии Гулистан-Хавает-Бекабад и
Гулистан-Хаваст-Джизак, позднее - часть дороги Джизак-Самарканд. В результате
протяженность электрифицированных дорог достигла 800 км.
С электрификацией железных дорог и пуском электровозов возросла скорость
поездов и увеличилась пропускная способность железных дорог и,
следовательно, повысилась производительность труда.
Пропускная способность железной дороги - это количество поездов, которые могут пройти по ней за
сутки. Пропускная способность двусторонних железных дорог за сутки может
достичь до 150 пар поездов, а односторонних дорог - до 30 пар поездов, Для
перевозки пассажиров в направлении Ташкент-Самарканд проложена современная
скоростная трасса для электропоездов «Афрасиаб», по техническому оснащению
соответствующая мировым стандартам. В результате введения в эксплуатацию
скоростной железной дороги, построенной впервые в Средней Азии, удалось
ликвидировать ограниченные возможности автомобильных дорог, препятствовавшие
развитию туризма.
В годы независимости для ускорения развития окраин Узбекистана и создания
единой железнодорожной системы введена в эксплуатацию железнодорожная линия
Навои-Учкудук-Султан Увайстаг-Нукус. Построена и сдана в эксплуатацию новая
электрифицированная железная дорога Ургенч-Беруни. А также была построена
железная дорога Гузар- Байсун-Кумкурган, протяженностью 233 километра, которая
имеет большое значение в социально-экономическом развитии этих регионов. Теперь
началась электрификация железной дороги, идущей из Самарканда в Карши, из Карши
в Термез.
Приступили к строительству 19-километрового железнодорожного тоннеля и
путей «Ангрен-Поп» с общей протяженностью 125 км и соединяющих Ферганскую
долину с другими районами страны. Эта дорога имеет большое значение при
завершении формирования единой железнодорожной магистрали на территории нашей
страны. Таким образом она явится частью транснационального транспортного
коридора, соединяющего Европейский континент с Азией.
Наряду со строительством внутренних железных дорог наша республика
принимает деятельное участие и в строительстве международных железных дорог на
территории соседних государств. В частности, наша страна принимает участие в
строительстве Трансазиатской магистрали Стамбул-Ташкент-Алматы-Пекин, которая
имеет огромное значение для укрепления независимости и экономики Узбекистана.
Магистраль (от латинского «magistralis» - направление, основной путь сообщения.
Сданы в эксплуатацию участки этой магистрали - станция
«Дружба» (Казахстан), Теджен-Сарахс в Туркменистане и Сарахс-Мешхед в Иране
(1996 год), и сейчас по ним полным ходом курсируют поезда. Особенно весомым
был вклад из Узбекистана строителей в прокладку железнодорожной линии Теджен-Сарахс
протяженностью 133 км.
В перспективе железные дороги Узбекистана станут центральным звеном этой
магистрали. По ней через участок Бухара-Бейнау можно будет выйти в Европу, а через Теджен-Сарахс - в страны Юго-Западной Азии.
Автомобильный транспорт может (без привлечения других видов
транспорта) доставить грузы непосредственно потребителю. Автомобильный
транспорт связывает предприятия промышленности и сельского хозяйства с
магистральным транспортом, перевозит основную часть грузов в городах и
пригородных районах.
При перевозке грузов и пассажиров на короткие (до 100 км) и средние
расстояния автомобиль, безусловно, удобнее, чем поезд. Особенно велико значение
автомобильного транспорта в горных районах нашей страны.
Большое значение имеет Большой Узбекский тракт протяженностью 700 км,
построенный в 40-е годы и проходящий через Ташкентский, Сырдарьинский,
Джизакский, Самаркандский, Кашкадарьинский и Сурхандарьинский вилояты.
В 1959 году была построена автомобильная дорога Ташкент-Ангрен-Коканд (248
км). Она проходит через перевал Камчик Кураминского горного хребта (2270 м). По
этой дороге из Ташкента в Фергану грузы перевозятся в 3-4 раза быстрее, чем по
железной дороге. На сегодняшний день завершены работы по расширению этой
дороги (возле перевала Камчик), а также по строительству двух тоннелей. В 2012
г. сданы в эксплуатацию автомобильная дорога Гулистан-Ахангаран протяженностью
116 км, а также дорога в обход г.Коканд.
Раньше транспортно-экономические связи вилоятов нашей страны с Казахстаном
и Кыргызстаном осуществлялись через Ташкент. Для разгрузки дорог внутри города
за его чертой была построена кольцевая дорога. Длина ее составляет 64 км, и она
считается единственной дорогой такого рода в Узбекистане.
С обретением независимости в Узбекистане возросла потребность в дорогах,
связывающих республику с зарубежными странами. В этих целях наша страна
участвует своей долей в строительстве и реконструкции автомобильной дороги
Андижан- Ош-Эргаштом-Кашгар, предоставляющей возможность выхода на Китай и
Пакистан, автомобильной дороги Термез-Герат-Карачи, открывающей путь к
Индийскому океану.
Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.