Влияние научно-технической революции на территориальную структуру хозяйств стран
Научно-техническая революция оказывает заметное влияние на формирование территориально-промышленных комплексов.
Размещение этих комплексов, также как и производительных сил, обусловлено целым рядом факторов.
Территориальный фактор. Территория, а точнее ее физико-географиче-ское положение и природные ресурсы - один из важнейших факторов, определяющих экономическое лицо того или иного региона. Между размерами территории, как правило, и экономическим потенциалом природных ресурсов существует прямая зависимость. Обеспеченность территории богатыми и разнообразными природными ресурсами - залог эффективного использования трудовых ресурсов и рационального размещения производительных сил.
Самыми крупными по занимаемой территории странами являются: Россия, Канада, США, Китай, Австралия, Бразилия, Индия. Внутри крупных государств выделяются отдельные экономические регионы, которые, в свою очередь, подразделяются на макро- и микрорайоны. Напротив, небольшие по размерам государства, из-за ограниченных возможностей, сталкиваются с серьезными проблемами;
Экономико-географический фактор. Под экономико-географическим положением понимают местонахождение того или иного объекта (завода, города, региона, страны) по отношению к окружающим территориям с точки зрения транспортных коммуникаций и экономического потенциала.
Экономико-географическое положение, как известно, изменчиво.
Обычно экономико-географическое положение делится на: а) центральное, б) внутреннее, в) окраинное и г) прибрежное.
Центральное экономико-географическое положение - понятие скорее геометрическое, которое соответствует центру страны или региона. Как известно, при выборе столицы предпочтение отдается центру, что отвечает безопасности и интересам управления государством.
В центральной части, или в столичной зоне, как правило, размещаются не только административные службы, но и научно-культурные учреждения.
Окраинное экономико-географическое положение. Объекты, расположенные вдали от центра, наделены менее благоприятными условиями. Несмотря на это, приграничное положение окраин сулит немалые выгоды в случае развития интеграционных процессов. Например, это относится к странам Западной Европы, где приграничные районы на фоне возрастающей интеграции быстрее вовлекаются в индустриальное развитие.
В других случаях, как, например, в Африке, Латинской Америке и Азии приграничные районы нередко находятся в зоне военных конфликтов. В этом случае можно говорить о невыгодном экономико-географическом положении окраинных территорий. Подтверждением тому - военный конфликт в бывшей Югославии, разрушивший экономику приграничных районов. То же самое относится к приграничным районам ряда стран Азии, а также Центральной и Восточной Африки.
Прибрежное экономико-географическое положение. Территории, расположенные на побережье морей и океанов, считаются, с точки зрения экономики, благоприятными. Морской транспорт относится к числу экономных видов транспорта.
Близость к морским магистралям оказала положительное влияние на развитие экономики Великобритании, Франции, Италии, Испании, Нидерландов, Греции и т.д. Не случайно около 40% крупных городов расположены у побережья Мирового океана в полосе шириной до 50 км.
Из 55 городов с населением 5 млн. человек и более лишь 14 (Чикаго, Париж, Москва, Мехико и Дели, Лондон, Пекин, Богота, Ухань, Каир, Тегеран, Мадрид, Гуйянь, Детройт) находятся вдали от морского побережья.
Экономико-географическое положение оценивается с точки зрения транспортных возможностей, промышленности, сельского хозяйства, а также от близости рынка сбыта и т.д.
Помимо этого различают макро-, мезо- и микрогеографическое положение того или иного объекта.
Фактор природных ресурсов. Разнообразие и потенциал природных ресурсов в мировой экономике предопределяют размещение и уровень развития производительных сил. Например, страна, располагающая запасами железной руды и коксующегося угля, является потенциальным производителем металла. Научно-техническая революция внесла серьезные коррективы в размещение производительных сил. Ярким примером тому служит разработка месторождений нефти и газа на океаническом шельфе, причем в труднодоступных районах.
Отсутствие природных ресурсов заставляет многие страны развивать наукоемкие виды производства.
Наукоемкие производства, в частности электроника, ориентированы на квалифицированный рабочий труд.
Транспортно-коммуникационный фактор. В эпоху научно-технической революции рассматриваемый фактор приобретает решающее значение при размещении производства. Строительство новых дорог и совершенствование транспортных средств резко сокращает производственные затраты.
Современные транспортные средства позволяют доставлять грузы в любую точку Земли, расширяют производственную сферу деятельности человека и т.д. Кроме того, крупные транспортные узлы, а также морские порты превращаются в центры промышленного производства, что расширяет географию индустриальных центров. Благодаря транспорту между отдельными районами устанавливаются тесные экономические связи, в результате постепенно формируется единое экономическое пространство.
Трудовые ресурсы как фактор. Трудовые ресурсы имеют прямое отношение к размещению производительных сил. Известно, что избыток трудовых ресурсов притягивает к себе трудоемкие производства, а недостаток препятствует этому. Например, электронная отрасль промышленности сосредоточена в густонаселенных районах.
В некоторых случаях развитие производства стимулирует приток рабочей силы. В настоящее время в странах Западной Европы трудятся миллионы выходцев из различных районов Земли.
В Восточной и Юго-Восточной Азии, богатых трудовыми ресурсами, развиваются трудоемкие отрасли производства. Тем не менее, проблема занятости населения в развивающихся странах остается одной из актуальных.
Комплексно-компактный фактор. Вопросы концентрации производства в начале XX века обстоятельно изучены и изложены немецким ученым А. Вебером в книге «К теории промышленного стандарта». Промышленное производство стремится сконцентрироваться на ограниченной площади. Концентрация производства снижает производственные затраты, что, как известно, в интересах и потребителей, и производителей.
В центральной части, или в столичной зоне, как правило, размещаются не только административные службы, но и научно-культурные учреждения.
Окраинное экономико-географическое положение. Объекты, расположенные вдали от центра, наделены менее благоприятными условиями. Несмотря на это, приграничное положение окраин сулит немалые выгоды в случае развития интеграционных процессов. Например, это относится к странам Западной Европы, где приграничные районы на фоне возрастающей интеграции быстрее вовлекаются в индустриальное развитие.
В других случаях, как, например, в Африке, Латинской Америке и Азии приграничные районы нередко находятся в зоне военных конфликтов. В этом случае можно говорить о невыгодном экономико-географическом положении окраинных территорий. Подтверждением тому - военный конфликт в бывшей Югославии, разрушивший экономику приграничных районов. То же самое относится к приграничным районам ряда стран Азии, а также Центральной и Восточной Африки.
Прибрежное экономико-географическое положение. Территории, расположенные на побережье морей и океанов, считаются, с точки зрения экономики, благоприятными. Морской транспорт относится к числу экономных видов транспорта.
Близость к морским магистралям оказала положительное влияние на развитие экономики Великобритании, Франции, Италии, Испании, Нидерландов, Греции и т.д. Не случайно около 40% крупных городов расположены у побережья Мирового океана в полосе шириной до 50 км.
Из 55 городов с населением 5 млн. человек и более лишь 14 (Чикаго, Париж, Москва, Мехико и Дели, Лондон, Пекин, Богота, Ухань, Каир, Тегеран, Мадрид, Гуйянь, Детройт) находятся вдали от морского побережья.
Экономико-географическое положение оценивается с точки зрения транспортных возможностей, промышленности, сельского хозяйства, а также от близости рынка сбыта и т.д.
Помимо этого различают макро-, мезо- и микрогеографическое положение того или иного объекта.
Фактор природных ресурсов. Разнообразие и потенциал природных ресурсов в мировой экономике предопределяют размещение и уровень развития производительных сил. Например, страна, располагающая запасами железной руды и коксующегося угля, является потенциальным производителем металла. Научно-техническая революция внесла серьезные коррективы в размещение производительных сил. Ярким примером тому служит разработка месторождений нефти и газа на океаническом шельфе, причем в труднодоступных районах.
Отсутствие природных ресурсов заставляет многие страны развивать наукоемкие виды производства.
Наукоемкие производства, в частности электроника, ориентированы на квалифицированный рабочий труд.
Транспортно-коммуникационный фактор. В эпоху научно-технической революции рассматриваемый фактор приобретает решающее значение при размещении производства. Строительство новых дорог и совершенствование транспортных средств резко сокращает производственные затраты.
Современные транспортные средства позволяют доставлять грузы в любую точку Земли, расширяют производственную сферу деятельности человека и т.д. Кроме того, крупные транспортные узлы, а также морские порты превращаются в центры промышленного производства, что расширяет географию индустриальных центров. Благодаря транспорту между отдельными районами устанавливаются тесные экономические связи, в результате постепенно формируется единое экономическое пространство.
Трудовые ресурсы как фактор. Трудовые ресурсы имеют прямое отношение к размещению производительных сил. Известно, что избыток трудовых ресурсов притягивает к себе трудоемкие производства, а недостаток препятствует этому. Например, электронная отрасль промышленности сосредоточена в густонаселенных районах.
В некоторых случаях развитие производства стимулирует приток рабочей силы. В настоящее время в странах Западной Европы трудятся миллионы выходцев из различных районов Земли.
В Восточной и Юго-Восточной Азии, богатых трудовыми ресурсами, развиваются трудоемкие отрасли производства. Тем не менее, проблема занятости населения в развивающихся странах остается одной из актуальных.
Комплексно-компактный фактор. Вопросы концентрации производства в начале XX века обстоятельно изучены и изложены немецким ученым А. Вебером в книге «К теории промышленного стандарта». Промышленное производство стремится сконцентрироваться на ограниченной площади. Концентрация производства снижает производственные затраты, что, как известно, в интересах и потребителей, и производителей.
Концентрация производства - процесс объективный, так как многие отрасли народного хозяйства тесно связаны между собой. Например, центры черной металлургии притягивают к себе металлоемкие и химические отрасли производства. Это носит естественный характер, так как машиностроение является основным потребителем металла. Химическое производство связано с химическим сырьем, которое попутно производят металлургические заводы.
В эпоху научно-технической революции характер концентрации производства претерпел существенные изменения. В настоящее время хозяйствующие субъекты, следуя принципу: производство - порт, концентрируются не только близ источников сырья, но и в местах пересечения крупных транспортных артерий. Таковыми являются производства в устьях крупных рек, например, Темзы, Рейна, Роны, Дуная, Эльбы, Одера и Вислы.
На пересечении речных, морских и сухопутных транспортных артерий возникли такие центры промышленного производства, как Роттердам, Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Токио, Иокогама и др.
Так называемые «промышленные парки» открыли новую эру концентрации производства и представляют собой средоточие мини-заводов и электростанций, разделенных «зелеными» зонами. Создание промышленных парков снижает отрицательное воздействие человека на природу и тем самым повышает экологическую безопасность.
Необходимо отметить, что промышленные парки в настоящее время создаются на территории развитых государств.
Наукоемкий фактор. Развитие науки и техники вносит свои коррективы в размещение различных отраслей производства. Прежде всего, это относится к наукоемким видам производства, которые концентрируются в крупных городах и городских агломерациях, одновременно являющихся научными центрами.
В зависимости от тех или иных обстоятельств, в одних странах наукоемкие отрасли размещены сравнительно равномерно (США, Германия, Россия), а в других - сконцентрированы на компактных территориях (Франция, Япония, Дания, Болгария).
В эпоху научно-технической революции интеграционные связи между наукой и производством укрепляются. Следствием интеграции являются так называемые технологические парки и технополисы.
Технополисы являются центрами полного цикла производства. Примером может служить Силиконовая долина в Калифорнии;
Экологический фактор. Актуальность экологического фактора в эпоху научно-технического прогресса резко возросла. Крупные центры промышленного производства превратились в источник загрязнения атмосферы и гидросферы. В связи с этим увеличились затраты на обезвреживание отходов. Для поддержания экологического баланса приходилось прибегать и к деконцентрации промышленного производства. Некоторые виды вредных производств были выведены за пределы густонаселенных районов либо закрыты.
На смену крупным промышленным центрам пришли небольшие городские агломерации с присущими им транспортной инфраструктурой и технологическими парками. Новые веяния затронули преимущественно развитые страны.
В настоящее время во многих развитых странах можно встретить три типа экономических районов.
К первому типу относятся высокоразвитые районы с присущими им наукоемкими отраслями производства. Для рассматриваемого типа характерна развитая сеть нематериальной сферы производства. Это относится в первую очередь к научным и административным учреждениям.
Ко второму типу относятся так называемые депрессивные районы, где размещены старые индустриальные центры. В этих районах расположены различные отрасли тяжелой промышленности.
Третий тип представляет собой отсталые аграрные районы, где находится сеть предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
В эпоху научно-технической революции характер концентрации производства претерпел существенные изменения. В настоящее время хозяйствующие субъекты, следуя принципу: производство - порт, концентрируются не только близ источников сырья, но и в местах пересечения крупных транспортных артерий. Таковыми являются производства в устьях крупных рек, например, Темзы, Рейна, Роны, Дуная, Эльбы, Одера и Вислы.
На пересечении речных, морских и сухопутных транспортных артерий возникли такие центры промышленного производства, как Роттердам, Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Токио, Иокогама и др.
Так называемые «промышленные парки» открыли новую эру концентрации производства и представляют собой средоточие мини-заводов и электростанций, разделенных «зелеными» зонами. Создание промышленных парков снижает отрицательное воздействие человека на природу и тем самым повышает экологическую безопасность.
Необходимо отметить, что промышленные парки в настоящее время создаются на территории развитых государств.
Наукоемкий фактор. Развитие науки и техники вносит свои коррективы в размещение различных отраслей производства. Прежде всего, это относится к наукоемким видам производства, которые концентрируются в крупных городах и городских агломерациях, одновременно являющихся научными центрами.
В зависимости от тех или иных обстоятельств, в одних странах наукоемкие отрасли размещены сравнительно равномерно (США, Германия, Россия), а в других - сконцентрированы на компактных территориях (Франция, Япония, Дания, Болгария).
В эпоху научно-технической революции интеграционные связи между наукой и производством укрепляются. Следствием интеграции являются так называемые технологические парки и технополисы.
Технополисы являются центрами полного цикла производства. Примером может служить Силиконовая долина в Калифорнии;
Экологический фактор. Актуальность экологического фактора в эпоху научно-технического прогресса резко возросла. Крупные центры промышленного производства превратились в источник загрязнения атмосферы и гидросферы. В связи с этим увеличились затраты на обезвреживание отходов. Для поддержания экологического баланса приходилось прибегать и к деконцентрации промышленного производства. Некоторые виды вредных производств были выведены за пределы густонаселенных районов либо закрыты.
На смену крупным промышленным центрам пришли небольшие городские агломерации с присущими им транспортной инфраструктурой и технологическими парками. Новые веяния затронули преимущественно развитые страны.
В настоящее время во многих развитых странах можно встретить три типа экономических районов.
К первому типу относятся высокоразвитые районы с присущими им наукоемкими отраслями производства. Для рассматриваемого типа характерна развитая сеть нематериальной сферы производства. Это относится в первую очередь к научным и административным учреждениям.
Ко второму типу относятся так называемые депрессивные районы, где размещены старые индустриальные центры. В этих районах расположены различные отрасли тяжелой промышленности.
Третий тип представляет собой отсталые аграрные районы, где находится сеть предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
Поделитесь ссылкой с друзьями выделив текст.
Заметили ошибку, тогда выделите ошибочный текст и нажмите клавишы CTRL + ENTER.